сокровенные женские мысли - между нами девочками

КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ,ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ ЕГО РЕЧЬ

Речь - зеркало психики. Для развития речи необходимо полноценное развитие эмоций, интеллекта, личности в целом. И здесь огромное значение имеет Семья.

Мама и папа с первого дня жизни ребенка (а на самом деле еще раньше), окружают его заботой и лаской. Они поют песни, рассказывают сказки, знакомят его с окружающим миром – воспитывают ребенка. Воспитание речи и ее развитие неразрывно связаны. Это не только обучение правильной речи, но и культуре общения с самого раннего возраста.

Не нужно уделять какое особое время для воспитания речи. Этот процесс происходит постоянно. Каждый день родитель обогащает опыт ребенка, ведет его за собой, создает опору для его развития.

▪РАННИЙ ВОЗРАСТ.

Один из ведущих механизмов развития ребенка - Зона ближайшего развития. Это значит, что ребенок завтра самостоятельно будет делать то, что сегодня он делал с взрослым. Ваша речь должна вести ребенка за собой, быть правильной и богатой. Но не слишком сложной!

Не стоит слишком активно употреблять уменьшительно–ласкательные формы слов, коверкать слова – ребенок впитывает это как губка. Пусть ваша речь будет простой и грамматически правильной, без использования сложных для восприятия слов.

Необходимо создавать ситуации, провоцирующие речевую активность. Если родитель угадывает каждое желание ребенка, не дожидаясь, пока он выскажется, то взрослый не оставляет ему возможности развиваться.

В таком случае ребенок не озвучивает собственные потребности а значит, не обогащает свою речь.

Речевая активность возникает также и в ситуациях эмоционального общения с окружающим миром.

Мама с полуторогодовалой Машей во время совместных прогулок ничего не упускают из виду: все, что они видят, становится живым, интересным, увлекательным. Обыденные вещи обретают свою яркость, индивидуальность, неповторимость. «Маша, посмотри, какой красивый камень! Видишь, он похож на кот. А как разговаривает кот? Камень твердый, а котик мягкий. Маша, это мусорные контейнеры. Всегда нужно убирать за собой. Смотри, мусор опрокинут. Скажи, разве можно так? Посмотри, как красиво падают листья! Ой, как здорово! А как они шуршат?».

Обычная прогулка превращается в праздник – ведь каждые день находятся новые, неповторимые впечатления.

▪3 ГОДА.

В три года в развитии речи случается период взрыва. Ребенок готов общаться полными фразами, и его речь понятна не только близким, но и всем окружающим. В этом возрасте важно предоставить ребенку свободу действия и самовыражения.

Почти у всех детей возникают сложности в звукопроизношении (замены, искажения звуков), а также пропуски, перестановки слогов. Это происходит потому, что фонематический слух только начинает формироваться, и ребенок не слышит разницы между некоторыми звуками. Также, артикуляционный аппарат еще не готов к произнесению многих звуков. Не стоит беспокоиться, это естественный этап в развитии речи. Исправление таких ошибок взрослым может иметь обратное действие – ребенок будет из-за всех сил стараться, но не добьется успеха.

Чтобы помочь ребенку освоить произношению трудных звуков, полезно предлагать ему грызть твердые овощи и фрукты, сухари – это развивает артикуляционный аппарат, что в свою очередь помогает созреть структурам ствола мозга. Также важно тренировать язык (облизывать тарелки, баночки из под йогуртов, цокать как лошадка, показывать язык «у кого длиннее», и т.д.).

Чтобы сформировался фонематическй слух, полезно научить ребенка различать неречевые звуки. Предлагайте ему вслушиваться в звуки ветра, дождя, пение птиц.

Мама и трехлетний Петя на прогулке отгадывают на слух, какая машина проехала – грузовая или легковая, автобус или трамвай, а дома Петя с мамой различают на слух, что наспано в банку; гречка или пуговицы; что за шум в соседней комнате - дедушка лег на кровать, или сестра скрипнула креслом.

▪5 ЛЕТ.

В пять лет речь ребенка правильное звукопроизношение уже сформировалось, речь стала связной, богатой. Происходит расцвет зрительной памяти. Ребенок запоминает буквы, слова, как зрительные образы.

Хорошо знакомить ребенка с разными начертаниями букв и других знаков: предлагать их раскрашивать, штриховать, складывать из лент и палочек, пуговиц.Однако, редкий ребенок в этом возрасте уже готов к усвоению чтения и письма. Для него такие игры скорее творчество. Не стоит считать этот возраст как подготовительный к школе.

Часто дети начинают придумывать «новые», слова. Это нормальный этап в развитии психики – «колоток» место молотка, «кусарики» - вместо сухариков. Необходимо отнестись с уважение к этому – так ребенок «пробует» на вкус родной язык. Однако, нельзя откровенно одобрять этого – так можно создать у ребенка впечатление, что культура речи - нечто условное, раз родители не против ошибок.

«Смаковать при ребенке слова, создаваемые им в возрасте от двух до пяти, – значит поощрять в нем зазнайство, самолюбование, а заодно и пренебрежение к старшим», - так писал К.И. Чуковский.

Важно помочь ребенку чувствовать себя успешным в освоении мира, оказать ему поддержку, разрешить ошибаться. В этот период ребенку необходимо наиграться со сверстниками в сюжетно – ролевые игры, это помогает осознавать правила общения. Чем больше у ребенка собеседников, тем богаче его речь. Замечательно встречать семьи, где взрослые беседуют с детьми, как с равными, рассказывают о своей работе, любимых делах, о своих чувствах. Обучится называть свои чувства ребенок может только у близких людей.

Так формируется не только словарный запас, но и эмоциональный интеллект, личность в целом.

▪7 ЛЕТ.

В семь лет психика ребенка подвержена существенным изменениям. С приходом школьного возраста ребенок заметно взрослеет. Он очень хочет ощущать себя взрослым, ответственным. Игровая деятельность сменилась на другую – учебную, и он хочет быть важным, нужным, успешным. Но в глазах взрослых он остается еще маленьким и неразумным. Следовательно, ребенок хочет утвердиться всеми силами. С этим связаны вспышки агрессии, театральность поведения, «шутовство», нарушения дисциплины.

Ведущая потребность в этот период – уважение, и право на равенство. В этот период очень важно говорить с ребенком о его чувствах, проблемах. Ему есть чем поделиться с вами, что рассказать, и ему очень важно, что его слышат.

Рекомендуется применять «активное слушание» - отражать чувства ребенка. «Я слышу, ты устал. 6 уроков – это очень сложно, я понимаю, что тебе это непривычно. Я тоже устал на работе, и жутко хочу отдохнуть». Так можно показать и то, что понимаешь проблемы ребенка, и то, что готов обсуждать с ним свои «взрослые» заботы. Так ребенок может научиться спонтанности в речи, научится называть свои чувства.

Позволительно использовать более сложные слова в общении, объясняя их значение. Разговоры со взрослыми на равных позволит ребенку существенно обогатить свой словарный запас, быть на высоком культурном уровне с самого детства.


КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ,ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ ЕГО РЕЧЬ




2017-07-10 01:45:54
комментарии:
Не совсем поняла что именно плохого по мнению Чуковского???
оставил Roy Gonzales, дата 2017-04-07 23:19:01

когда родители повторяют придуманные ребенком слова, рассказывают о них кому-нибудь. Поощряют его придуманный ящык
оставил Mary Sprague, дата 2017-04-07 23:19:01

Хорошая и полезная статья
оставил Edgar Long, дата 2017-04-07 23:19:01

Мне очень понравилась
оставил Betty Briggs, дата 2017-04-07 23:19:01

У меня сыну 2с половинкой,говорит плохо и вообще не хочет,дожились до того,что использует около 10-20слов или же звуков для общения,как быть вообще не знаю руки начинаю опускаться...
оставил Kelly Blake, дата 2017-04-07 23:19:01

знакомо очень, прикидывайтесь, что вы его не понимаете. Мы так за месяц с ребенка "выловили" конкретные слова)) Сейчас в 3 года хорошо говорит, его все понимают. Паралельно еще и английский учим, и там успехи есть)) Попробуйте в общем!
оставил Robert Bartz, дата 2017-04-07 23:19:01

спасибо,перепробывали все возможное.Добивается криком) И маленькая его в этом оре максимально,поддерживает)
оставил Kelly Blake, дата 2017-04-07 23:19:01

пока маленький попробуйте на позитиве добиваться слов. Он попытался сказать - его за это подбросили или покружили, и мама ну очень счастлива, прямо показательно. Дальше на том же позитиве, только требования чуть выше (например правильно сказанное слово, фраза). А за "непонимание" мы добились самостоятельности (например, вместо "дай пить" она сама начала брать). Система "ты мне - я тебе", которая началась для развития речи, у нас уже не первый год, теперь договариваемся, что мы делаем сначала, что делает она, а что она получит в награду, например она не любит убирать игрушки, но за игру в мячик все убирается быстро и без нытья, за "посидишь спокойно в очереди, пойдем на твою любимую площадку", и сидит час-полтора, да будет болтать, может походить, но мне за её поведение краснеть точно не придется.
оставил Jon Rogers, дата 2017-04-07 23:19:01

спасибо!Не повидение в обществе у него очень хорошое.Тихий и милый мальчик.(кроме магазина,и то только когда видит машинки и ему их не купили,тогда Да,закатываем скандал)Системой такой тоже пользуемся,но как то все не очень...Он знает все части тела(показывает пальчиком,когда ему говоришь)Складывает пазлы (крупные,но не больше 8)Проблема в том,что ну не как не хочет говорить.Вот произносит свой словечки и всё!Типо: мако(молоко), мок (мокро), тссс(писить) ну таму подобное.
оставил Kelly Blake, дата 2017-04-07 23:19:01

ну вот за каждое новое слово (пусть и не правильно сказанное) поощрять. Поправлять потом, в процессе, главное что б желание говорить появилось. У нас еще и шило в попе, и с концентрацией внимания проблемы, усадить в вашем возрасте на одном месте было просто невозможно. Плюс мне одна мамочка подсказала, что учить нужно во время игры: только сел играть, затих, Вы сели и "ой какая у тебя красная машинка, у нее 1,2,3,4 - 4 колеса, а двери - квадратные, зеленые", в нашем случае это было по 20 заходов в день по пару минут. Но не Вы организатор игры, а ребенок, а Вы подстраиваетесь.
оставил Jon Rogers, дата 2017-04-07 23:19:01

спасибо,такая же проблема с концентрацией внимания)Да,я хвалю за любой звук произнесённый более менее правильно,пробывали во время сказок игр,мультиков,что бы описал то или иное действие,либо назвал животное.А ваш,малышь в этом возрасте рисовал что нибудь?Лепил из пластилина?
оставил Kelly Blake, дата 2017-04-07 23:19:01

наша тоже не хотела говорить, советовали подождать до 3 лет, побольше с ней говорить, петь. Толку никакого, вплоть до того что от моих попыток поговорить малая убегала, если держали, то вырывалась изо всех сил, пение - закрывала мне рот, если не помогало могла и ударить. В 2.5 года у нее было около 20 слов, игры только подвижные, но я по наивности считала, что ребенок доберет, нужно развивать то, что интересно, к чему есть наклонности. В результате лазила, бегала и прыгала она значительно лучше ровесников, а стихи (сказки нам не пошли) мы начали насильно слушать по несколько строчек в 3 года, повторять она начала в 3.8, после того как одна из логопедов начала ее на занятиях подбрасывать под потолок за отдельные словечки. В 4 уже эти стихи она начала рассказывать книжками, хоть половина слов была перекручена. Ей 7, говорить не хочет, может, но не хочет, т.е. когда ей что-то надо скажет, четко, грамотно, может надоедать если ей чего-то сильно хочется, но вот, как девчонки, посидеть поболтать, поделится секретами - это не её. В результате идем в логопедический класс. Лепить не любит, к рисованию приучала после 3 лет, тоже не её, проще раскраски, штриховки, любит цифры, пишет с удовольствием.
оставил Jon Rogers, дата 2017-04-07 23:19:01

сестренка братика поддерживает просто))
Удачи вам! Заговорит ещё))))
оставил Robert Bartz, дата 2017-04-07 23:19:01

спасибо!))))
оставил Kelly Blake, дата 2017-04-07 23:19:01


- сокровенные женские мысли - между нами девочками связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика