сокровенные женские мысли - между нами девочками

Зачем детям нужны скороговорки

Скороговорка - это фраза или стишок, построенный из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

Чем полезны скороговорки?

➨Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок - успешной в будущем личностью. Это главная, но не единственная цель скороговорок.

➨Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

➨Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

➨Он также учится не только говорить красиво, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

Русские скороговорки - бесценный материал для логопеда, ведь они играют огромную роль в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше - на всё можно повлиять и откорректировать.

Но что интересно - изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки - весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки для детей в первую очередь - игра, а уже после - обучение.

Как учить скороговорки.

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага - правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат - без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг - чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами - очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

➨Каждому звуку - своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки - близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка - это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

Для звука [б]:

Белые бараны били в барабаны.

Был баран белокрыл,

Всех баранов перебелокрылил.

Бабкин боб расцвел в дождь,

Будет бабке боб в борщ.

Для звука [в]:

Водовоз вез воду из водопровода.

Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.

Проворонила ворона вороненка.

Съел Валерик вареник,

А Валюшка - ватрушку.

Для звука [г]:

Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Для звука [д]:

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни.

Для звука [ж]:

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Жук жужжит над абажуром,

Жужжит жужелица,

Жужжит, кружится.

Для звуков [з], [з]:

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Зеленая береза стоит в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

Для звука [к]:

Около кола колокола.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Купи кипу пик.

Для звука [л]:

Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски;

Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать.

Тридцать три корабля лавировали,

Лавировали, да не вылавировали.

Для звука [п]:

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Поле-то не полото, поле-то не полито,

Просит полюшко попить -

Нужно полюшко полить.

Петр Петру пек пироги.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Шли три пекаря,

Три Прокопия пекаря, три Прокопьевича.

Говорили про пекаря,

Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.

Перепел перепелочку и перепелят,

В перелеске прятал от ребят.

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом из-рыла,

Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.

На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Для звука [с]:

Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня.

Заяц косой, сидит за осокой-травой,

Смотрит косой, как девушка с косой

Косит траву с косой.

Для звука [т]:

Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

Только Таня утром встанет.

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять?

Таня любит танцевать.

Для звука [х]:

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Крича Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Для звука [ц]:

Цыплята и курица пьют чай на улице.

В цветнике цветут цветы.

Летит скворец - зиме конец.

Для звука [ч]:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Черезвычайно чисто!

Для звука [ш]:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку,

Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.

Мышонку шепчет мышь:

"Ты все шуршишь, не спишь".

Мышонок шепчет мыши:

"Шуршать я буду тише".

Для звука [щ]:

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Щетинка у чушки, чешуйка у чушки,

Щели-щелочки и щетки.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.


Зачем детям нужны скороговорки




2017-07-21 01:45:23
комментарии:

- сокровенные женские мысли - между нами девочками связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика