сокровенные женские мысли - между нами девочками

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТЬ — психологическое понятие, определяющее человека как носителя общественных социальных отношений. Она проявляется индивидуально неповторимым сочетанием таких психологических параметров, как задатки, способности, темперамент, характер, направленность. Личность — продукт конкретных общественно-исторических условий жизни.

ЗАДАТКИ — природные предпосылки развития способностей. Их сутью являются врожденные индивидуально-психологические свойства, связанные с морфологическими и функциональными особенностями головного мозга и органов чувств.

СПОСОБНОСТИ — свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения, навыки выполнения какой-либо определенной деятельности (овладение языком, занятия рисованием, музыкой, математикой и т. п.). При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в скорости их приобретения. Наивысшей степенью способностей является одаренность.

ТЕМПЕРАМЕНТ — постоянные и устойчивые индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Основными свойствами темперамента являются: сенситивность, реактивность, темп протекания реакций, эмоциональная возбудимость, пластичность—ригидность, экстравертированность—интровертированность.

СЕНСИТИВНОСТЬ характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, необходимую для возникновения той или иной психической реакции и скорость ее развития.

РЕАКТИВНОСТЬ отражает степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Как правило, это автоматизированные реакции защиты и ориентировки.

АКТИВНОСТЬ характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек движется к цели и преодолевает препятствия.

ТЕМП РЕАКЦИИ связан со скоростью протекания психических процессов.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ определяется порогом минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, а также быстротой ее развития.

ПЛАСТИЧНОСТЬ отражает легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям. Противоположным качеством темперамента является РИГИДНОСТЬ — свойство, демонстрирующее инертность приспособительного поведения.

ЭКСТРАВЕРСИЯ указывает на высокую степень зависимости реакций и поведения человека от внешних впечатлений. Противоположное ему качество — ИНТРОВЕРСИЯ. Она отражает значимую связь поведения человека с внутренними впечатлениями.

Различные сочетания вышеописанных свойств темперамента образуют четыре основных его типа: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

ХАРАКТЕР — это совокупность устойчивых и существенных индивидуально-своеобразных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к окружающему миру и к самой себе. Свойства характера обнаруживаются в конкретных ситуациях взаимоотношений личности с отдельными людьми, коллективом, обществом, в процессе труда, а также при отношении к вещам. Проявляется он соответствующим поведением.

Характер имеет свою структуру — закономерное сочетание взаимосвязанных и взаимозависимых свойств. Последние проявляются в четырех системах отношений личности:

1. К самому себе: уверенность в себе, мнительность, самокритичность, самолюбие, честолюбие, тщеславие и др.

2. К вещам: аккуратность и неряшливость, бережливость и скупость, и т. п.

3. К отдельным лицам и коллективу: доброжелательность и черствость, отзывчивость и эгоцентризм, альтруизм и эгоизм, отходчивость и мстительность, тактичность и бестактность, уступчивость и упрямство, гуманность и жестокость, вежливость и грубость, общительность и замкнутость, откровенность и скрытность, и т. п.

4. К труду: трудолюбие и леность, инициативность и безынициативность, ответственность и безответственность, добросовестность и халатность, целеустремленность и пассивность, пунктуальность и расхлябанность, и т. п.

Кроме того, есть свойства характера, проявляющиеся в ситуациях, требующих мобилизации волевых качеств, например, мужество и робость, храбрость и трусость, и т. п.

Отдельные свойства структуры характера не равны. Выделяют центральные (стержневые) и зависящие от них, производные. Общими свойствами характера являются: целостность, активность, твердость, устойчивость и пластичность.

Методологически принципиальным является положение о том, что определяющим свойства и структуру характера выступает влияние не биологических, конституционально-наследственных, а общественных, социальных закономерностей. Характер и темперамент находятся в определенной связи.

НАПРАВЛЕННОСТЬ — это свойства личности, характеризующие ее влечения, желания, интересы, склонности, которые определяют избирательность активности человека, а также базирующиеся на них убеждения, идеалы и мировоззрение.

Влечения, желания, интересы и склонности образуют мотивационную сферу. МОТИВ — сила, побуждающая личность к поступкам и деятельности в целом. Знание мотивов поведения позволяет правильно оценивать человека как личность. ВЛЕЧЕНИЯ — мотивы, связанные с недостаточным осознанием своих потребностей (к виду деятельности, общению с конкретным человеком, и т.п.). ЖЕЛАНИЯ — мотивы, возникающие при осознании личностью возникших возможностей и потребностей. Активная форма желания — хотение. Необоснованное желание — каприз. ИНТЕРЕСЫ — мотивы, побуждающие личность направлять свою деятельность к знакомству с предметом, имеющим для нее особенное, осознанное значение (посещение театра, спортивных состязаний, и т. п.). СКЛОННОСТИ — направленность личности не только на знакомство с осознанно значимым предметом, как это происходит при интересе, но и на соответствующую предметную деятельность, удовлетворяющую эту потребность (участие в художественной самодеятельности, спортивных состязаниях, и т.д.).

Избирательная направленность мотивов и связанной с ними активности человека определяет так называемые ценностные ориентации личности, в которых проявляется ее сущность. В соответствии с содержанием мотивационной сферы, ценностными ориентациями выделяют различные уровни направленности личности.

Направленность личности самым тесным образом связана с ее МИРОВОЗЗРЕНИЕМ — системой взглядов на окружающую человека объективную реальность: природу, общество, человеческое мышление как результат отражения действительности. Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, ее отношений к различным сторонам общественной жизни. Оно отражает общественное бытие.

Все компоненты личности раскрываются в деятельности, которая протекает в группах, Группа является объектом изучения социальной психологии. Это люди, объединенные реальными отношениями. Группы бывают формальными, в частности, созданные в соответствии со штатным расписанием, и неформальные, возникающие на основе общности мотивов поведения, направленности, взглядов, интересов, чувстве симпатии, и т. п.

В процессе взаимодействия с группой личность выступает в различных ролях. РОЛЬ— форма проявления социальной активности личности в условиях конкретной группы. Это шаблон, стереотип специфического поведения личности в конкретной ситуации общения или деятельности. Обязательными условиями ролевого поведения являются: искренность исполнения роли, знание формы и содержания поведенческого стереотипа как личностью, так и группой, в которой роль исполняется. Последнее связано с тем, что исполнение роли должно оправдать и удовлетворить экспектации (ожидания) группы, всех остальных ее членов. Участие личности в группе обусловлено ценностными ориентациями человека, а ролевое поведение — межличностными отношениями. В исполнении роли раскрываются все составные компоненты личности, начиная с задатков и кончая мировоззрением.

Как правило, каждая личность входит не в одну, а в несколько групп — формальных (служебная, учебная и пр.) и неформальных (по хобби). Это определяет набор исполняемых ролей.

В процессе общения личность может использовать маски. МАСКА — поведение личности, при котором создается видимость соответствия ролевого поведения экспектациям группы. В последней поведение личности, определяемое как маска, является неискренним, притворно-показным, соответствующий поведенческий стереотип — формальным и поверхностным. Маска необходима для формального общения. Нередко это связано с общепринятыми ритуалами и церемониалами. Примером может служить поведение воспитанного человека, случайно попавшего на похороны малознакомого человека. Адаптивное поведение личности в обществе обеспечивается использованием не только ролей, но и масок.


СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ




2017-05-29 01:46:01
комментарии:

- сокровенные женские мысли - между нами девочками связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика