сокровенные женские мысли - между нами девочками

12 ИГРУШЕК,КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТ

Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за новыми покупками.

Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.

Я хочу рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах.

✔ Пирамидка (1 год – 3 лет)

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:

- у нее должен быть стержень – палочка, а не конус

(дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно)

- дырочка в колечках должна быть одинаковой

(есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)

- устойчивое основание

(т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки)

- лучше всего, если все колечки одного цвета

(потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип)

С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки.

Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше

И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку

А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

✔ Матрешка (1год – 4 года)

Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.

Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально

✔ Вкладыши Монтессори (1 года – 6 лет)

На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.

Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?

Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.

А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.

Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

✔ Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум))

Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.

Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…

✔ Посуда (1 год – 5 лет (минимум))

Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.

Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления.

В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.

Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).

Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.

✔ Разные мячики (1 год и без ограничения)

Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)

✔ Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум))

Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…

Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша

А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль.

А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.

С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.

✔ «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет)

Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.

Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.

✔ «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)

И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.

Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.

✔ «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения)

Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря :) Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

✔ Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))

Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.

Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

✔ Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)

Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.

Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.

Замечательных вам игр и радостного, разумного развития

Анна Андреева, методист, педагог высшей категории, мама троих детей.


12 ИГРУШЕК,КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТ




2017-05-23 01:45:51
комментарии:
Фигурки животных и людей... Не думаю
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:52

почему нет?
оставил Steven Shouse, дата 2017-04-08 04:15:52

Детям нравится кукольный театр в форме сказки так лучше запоминают их
оставил Antwan Pratt, дата 2017-04-08 04:15:52

Они не способствуют развитию у детей воображения
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:52

Готовые лица, силуэты блокируют воображение, не дают развития детской фантазии. А она очень важна для будущей социализации, обучения, всего. Нежели театр из природного материала, где листик на палочке - балерина и другое. Это не мной придумано. Информация из учебной литературы.
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:52


оставил Florence Gardner, дата 2017-04-08 04:15:52

а ещё запоминание присходит в зоопарке или в деревне
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:52

дети разные кому что подходит мышление и интеллект разный у меня просто ребенок с ограниченными возможностями, нам многие логопеды это советовали и мы догнали свой возраст
оставил Antwan Pratt, дата 2017-04-08 04:15:52

а чем тогда прикажете играть? Палочками, на улице найденными? Если родители правильно подадут игру, то все там развиваться будет. А вот игрушки, которые сами по себе двигаются, говорят, из мультфильмов выведены, с которыми уже задана стратегия игры, они да, не развивают. А если будет фигурка лошадки символичная, почему нет? Ребёнок узнает, что такое лошадка, потрогает её хвостик, ножки, на ней поскачут куклы) Попасет её на лугу) Здесь ничего плохого и тормозящего развитие нет, на мой взгляд
оставил Tina Fearn, дата 2017-04-08 04:15:53

про зоопарк и деревню в это играют обычно когда ребенок сидеть начинает, и не каждый ребенок соответствует книгам,кто то раньше развивается кто то позже.
оставил Antwan Pratt, дата 2017-04-08 04:15:53

выбор игрушек для ребёнка это индивидуальный выбор каждого родителя. Я информирую, а выбор игрушек всегда есть
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:53

Вы считаете, что играть палочками на улице, природным материалом это дико? Не цивилизованно?
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:53

нет, но это далеко не единственный вариант развития ребёнка) Летом в детстве сама с удовольствием играла зеленым луком и подобными вещами. Но со временем дети теряют интерес к одинаковым игрушкам. И плохого в обычных игрушках я ничего не вижу, проходила курсы психологии и там тоже не слышала ничего о том, что нужно исключить любые сделанные на фабриках игрушки и отправиться за ними в ближайший лес)
оставил Tina Fearn, дата 2017-04-08 04:15:53

Игрушки дают возможность детям репетировать, проигрывать будущую реальную жизнь. Если они научаться фантазировать в игре, не имея постоянных четких предметных образов (без границ, абстрактных), то любая будущая реальность жизненная будет ими проживаться легче и интересней.
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:53

Вы меня простите, конечно, детская фантазия способно на все..Значат ли что в игре можно вообще обойтись без готовой игрушки "с лицом".Не уверена...Во многих цивилизациях игрушкам не давали лицо - исходя из религиозных соображений. Возможно, от части Вы правы...Но...
оставил Steven Shouse, дата 2017-04-08 04:15:53

Природная "балерина"-это конечно хорошо, она развивает фантазию, творчество... но базы у такого ребенка нет. Любая фантазия развивается на фундаменте опыта. Можно и ежика сделать из шишки, но ребенок должен знать как этот самый ежик выглядит.
оставил Steven Shouse, дата 2017-04-08 04:15:53

Неуверена, что каждая мама может показать в живую своему детенышу ежика. В таком случае под табу попадуют и изображения животных, мультфильмы, сказки, куклы, мягкие игрушки...Думаю, вопрос социализации остается открытым...
оставил Steven Shouse, дата 2017-04-08 04:15:53

нет не значит
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:53

я говорю только об игрушках в данном случае.
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:53

дико извиняюсь.. прочитала все комментарии.. а действительно... если ребенку не показать КАК выглядит балерина.. пусть то будет кукла или картинка.. то как он будет ее придумывать? Это ж так у него один и тот же листик с палочкой будут и за балерину.. и за бегемота.. Т.е. как он поймет, что балерина и бегемот это все-таки разные "вещи"?
оставил Mai Smith, дата 2017-04-08 04:15:53

я не об этом писала
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:53

Вы с причинно-следственной связью случайно не встречались в литературе?
оставил Steven Shouse, дата 2017-04-08 04:15:53

я не против картинок, походов на балет. Считаю, что готовые персонажи в игре не всегда могут дать развитие детской фантазии и воображению. Это моё мнение. У каждого оно своё. В чем ещё Вы хотите меня переубедить?
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:53

Конечно все интересно и познавательно
оставил Eugene Thrash, дата 2017-04-08 04:15:53

ахаха.. та я вообще не переубедить Вам писала.. Наоборот уточнила.. поинтересовалась как это работает.. такая методика..
оставил Mai Smith, дата 2017-04-08 04:15:53

здесь товарищи налетели сразу.. все ж умные.. а я вот совсем молодая мама и мне интересна Ваша позиция.. только чуть не понятно.. поэтому и уточнила..
оставил Mai Smith, дата 2017-04-08 04:15:53

чувствуется, что вы красивая молодая мама, интересующаяся воспитанием и развитием своего первого малыша. Думаю, у Вас все получится в этом всегда творческом процессе!
оставил William Hammond, дата 2017-04-08 04:15:53

Замечательная подборка всё самое необходимое, ничего лишнего
оставил Willie Elkins, дата 2017-04-08 04:15:53

Ага я видел
оставил Laura Maloon, дата 2017-04-08 04:15:53


- сокровенные женские мысли - между нами девочками связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика