сокровенные женские мысли - между нами девочками

Тренируем пальчики

Эти упражнения — уникальное средство для развития речи ребенка

► Массаж

Чаще всего массаж используют в занятиях с детьми младенческого возраста, поэтому, как правило, его делает мама. Малыши постарше могут в дальнейшем выполнять его самостоятельно.

•Упражнения пальчикового массажа

Положите ладошку малыша на свою ладонь, погладьте каждый пальчик.

Большим и указательным пальцами круговыми движениями массируйте каждый пальчик крохи.

Прикоснитесь, слегка нажимая, к подушечкам пальцев малыша.

Сожмите руку ребенка в кулак и разожмите.

Завершите массаж легкими похлопывающими движениями по всем пальчикам крохи.

►2 Упражнения с предметами

•Сборка/разборка пирамидки.

Складывание одноразовых (или любых небьющихся) стаканчиков одного в другой.

Собирание и разбирание матрешки (чем старше ребенок, тем больше матрешек).

Перекладывание фасоли (гороха, макарон и т.п.) из емкости в емкость. Малышам также очень нравится искать фигурки в тазике с крупой.

Проталкивание шариков разного размера в подходящее отверстие.

Проталкивание монеток разного размера в копилку.

Нанизывание крупных и мелких бусин на шнурок или леску.

Открывание и закрывание баночек (например, из-под крема для лица).

Застегивание и расстегивание крупной молнии, а также застегивание на пуговицы, липучки, застежки, английские булавки.

Завязывание бантов, шнуровка обуви.

Игры с водой: в тазике с водой поймать мячики (например, теннисные) сначала рукой, потом ситечком и ложкой.

Рисование пальчиками, мелками.

Лепка из пластилина, теста, глины.

Вариантов много, главное — все делать с фантазией, чтобы малышу было интересно.

►3 Игры в сопровождении веселых стишков и поговорок

•Вот кулак, (Руководите рукой крохи. Поставьте кулачок на твердую поверхность — это может быть стол, пол или даже ваши колени т.д.)

А вот ладошка. (Расправьте ему ладошку.)

На ла-дош-ку се-ла кош-ка. (Проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке пальчики, на слове „кошка” они „прыгают” на ладонь.)

И крадется потихоньку. (3 раза) (Пальчики ребенка карабкаются по руке вверх.)

Раз! (Пауза. Ладошку ребенка спрячьте ему подмышку.)

В подмышку! (Рука ребенка остается там же.)

Где же кошка? (Разведите свои руки в стороны.)

В подмышке! (Малыш достает свою ручку и показывает пальчики.)

•Ежик, ежик колкий!

Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)

Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)

Ежик, ежик колкий!

Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)

Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в „замок”.)

•Тихий, тихий, тихий дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)

А потом сильнее дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)

Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень (Громко стучите ладошками.)

Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)

В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

•Была тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите: „тс-цс-с”.)

Вдруг силою ветра сменилась она — ш-ш-ш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „ш-ш-ш”.)

И вот уже дождик, тихонько, ты слышишь, (Указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности.)

Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.)

Наверно(е) сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.)

Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.)

•Шла лисичка по тропинке (Указательный и средний пальчики „идут” по поверхности.)

И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)

Пять опят (Покажите 5 пальцев правой руки.)

И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)

Для лисят (Сожмите пальцы правой руки в кулачок.)

И для лисичек. (Сожмите второй кулачок.)

•Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал. (Попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки.)

Хвостиком пошевелил, (Заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой.)

Ушки вверх поднял. (Обеими руками помашите над головой, изображая ушки зайки.)

►4 Театр теней для ребятишек старшего дошкольного возраста

Даже когда малыш подрастает и уже без особых трудностей формулирует свои мысли, занятия на развитие мелкой моторики остаются актуальными. Только теперь гимнастика для пальчиков будет носить не только развивающий, но еще и обучающий характер.

Детям 5–6 лет для этих целей как нельзя лучше подходит театр теней из пальцев рук. Обсудите с ребенком, какие внешние особенности имеют разные животные: собака, кошка, жираф, медведь, заяц и т.п. Встаньте у освещенной стены так, чтобы тень от вашей головы и плеч не загораживала тени от рук и поэкспериментируйте, складывая по-разному пальцы. Обратите внимание чада, как от малейшего движения одного из пальцев меняется тень.

Такое занятие не только совершенствует мелкую моторику, но и развивает у ребенка абстрактное мышление, наблюдательность и любознательность. Когда положение пальцев для каждого животного будет продумано, попробуйте поставить с ребенком небольшой спектакль по любой известной сказке.

✔ Подводные камни

Некоторые взрослые удивляются, почему такие простые (на их взгляд) пальчиковые игры вызывают у детей столько затруднений? Например, пересыпание крупы из чашки в чашку или простейшая игра с произношением стишков выполняются с ошибками практически всеми ребятишками. А удивляться не стоит! Дело в том, что для малыша любая новая деятельность — это настоящее исследование. Это нормально, если во время пальчиковой гимнастики ребенок сначала будет пассивным наблюдателем — значит, в данный момент он изучает ситуацию, наблюдает за вашими реакциями, эмоциями, настроением. Если кроха увидит ваши горящие глаза и почувствует заинтересованность, то в процесс игры он войдет быстрее и вскоре захочет не только слушать и смотреть, но и повторять за вами сами игровые упражнения.

Как правило, малыши до 2-летнего возраста хорошо воспринимают пальчиковые игры для одной руки. А в 2–3 года дошколята уже могут самостоятельно выполнять игровые задания обеими ручками.

✔ Педагогические подсказки для мамочек

1. Произносите стихи эмоционально, с выражением, повышая и понижая голос, делая паузы и интонационно подчеркивая отдельные слова.

2. Темп при показе упражнений должен быть медленным (особенно при первом знакомстве с игрой), но без запинок. Ускорять и оттачивать движения лучше постепенно.

3. Когда малыш научится самостоятельно выполнять пальчиковую гимнастику, ваше участие в процессе можно свести к декламации.

4. Любое из предложенных выше стихотворений и речевок легко переложить на известные мелодии. От этого ваши занятия станут еще более разнообразными и интересными.

✔ Правила проведения занятий

1. Нагрузка на правую и левую руку должна быть одинаковая.

2. Эффект от пальчиковой гимнастики будет очевиден, если ее проведение будет регулярным (желательно, ежедневным).

3. Если в комплексе пальчиковых игр нет упражнений на расслабление, то после каждого задания нужно самостоятельно снимать напряжение (например, свободно потрясти кистями рук).


Тренируем пальчики




2017-06-22 01:46:09
комментарии:

- сокровенные женские мысли - между нами девочками связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика