сокровенные женские мысли - между нами девочками

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ: КОГДА ОТПУСТИТЬ РУКУ

Самая естественная родительская потребность – защищать и оберегать детей от неприятностей. Пока малыш держит родителей за руку, можно ничего не бояться: ни сумасшедшего дорожного движения, ни высоты, ни вреда, который могут причинить другие.

В то же время все понимают, что по мере взросления должна расти и самостоятельность детей, ведь настанет день, когда им нужно будет действовать своими силами и умом. Каждому родителю придется пережить момент, когда настанет время отпустить руку.

Термин «родители-вертолеты» получил распространение в начале двухтысячных. Так называют взрослых, которые уделяют чрезмерное внимание всему, что касается детей, предотвращают любые неприятности, не позволяют допускать ошибки и часто действуют вразрез с желаниями детей, хотя родителям кажется – из лучших побуждений. Их основной посыл детям: «Ты беспомощен и не справишься без меня».

Последствиями подобной гиперопеки становится инфантильность, сложности с принятием решений, неумение обслужить себя – заправить постель, постирать одежду, сварить простые макароны. Немудрено, ведь с самого рождения взрослые берут на себя все эти функции и не дают детям возможность сделать что-то самим.

У современных детей нет той свободы, которая еще несколько десятилетий назад была у их родителей, бабушек и дедушек. Они ходят в школу и передвигаются по городу с сопровождающими, играют во дворе под присмотром. Всему этому есть объяснение: криминальные хроники в СМИ и скопление автомобилей на улице вынуждают родителей контролировать каждый детский шаг в целях безопасности.

Готовы ли дети к независимости?

Бывает, что «вертолетный» синдром включается даже у родителей подростков: «Дочь просится в летний лагерь, но мы не готовы отпустить, она ребенок домашний, боимся, что будет сильно скучать». Так происходит подмена понятий, нежелание родителей признать, что не ребенок будет скучать по дому, а они будут скучать по ребенку. И важно почувствовать момент, когда собственные переживания перекрывают готовность детей к автономным действиям.

Способность детей самостоятельно добираться до школы или в гости к друзьям можно определить по нескольким критериям:

- дети соблюдают данные им напутствия: идти знакомой дорогой, не сворачивать с пути, быть дома в назначенное время, звонить по приходу в нужное место;

- знают правила дорожного движения;

- вы много раз вместе проходили нужный путь и отработали его до автоматизма (в первое время можно договориться, что вы будете идти немного позади, пока ребенок не обретет полную уверенность в маршруте);

- дети знают, как вести себя с незнакомцами, к кому обратиться, если они заблудились или плохо себя чувствуют;

- могут назвать свой адрес и телефоны родителей сотруднику полиции.

Прежде чем оставлять ребенка дома одного, родители должны быть уверены, что он не откроет дверь незнакомцу, понимает правила обращения с бытовыми и электрическими приборами, умеет открывать и закрывать дверь ключом, знает, как позвонить вам на мобильный и рабочий телефоны и какие номера набирать в экстренных случаях.

Многим нелегко дается сон вдали от дома. Вы должны быть абсолютно уверены в психологической готовности ребенка ночевать без родителей, прежде чем отправлять его в лагерь или к родственникам на длительный срок. Но если вы все-таки уверены, скорее всего, этот опыт станет большим шагом на пути к независимости. В большинстве случаев критериям готовности к независимым действиям дети отвечают в районе 8-12 лет. Но, пока они морально и физически дорастают до некоторых вещей, стремление к самостоятельности все равно должно развиваться.

Как поощрять самостоятельность

Не делайте работу за детей. Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Школьник получил необычное домашнее задание – поговорите о том, как, по его мнению, его нужно выполнить. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.

Поощряйте самостоятельную игру. Предоставляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры из трех палочек, воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте детям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного», как через пять минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка – это независимость в игре.

Разрешайте допускать ошибки. Вот ребенок собирает свою первую схему конструктора. С высоты лет вы уверены, что он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки остановите свой порыв вмешаться и собрать модель по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда помощь потребуется и вас о ней попросят. В остальных случаях гордитесь словами «я – сам».

Хвалите за проявленную инициативу. Дети самостоятельно помыли посуду, вызвались накрыть на стол, впервые дотянулись до турника, скатились с горки, на которую несколько лет боялись залезать, пришили пуговицу к рубашке – порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте на оставшуюся в углах пыль и пришитую наперекосяк пуговицу, а непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это ощущение еще раз.

Не вмешивайтесь в каждый шаг. Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но предварительно дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны. Но если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.

Воспринимайте детей всерьез. Относитесь к их суждениям внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить за помощью и знали, что их проблемы не будут умалять. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая.

Поддерживайте в доме среду, удобную для самостоятельных действий: низкие шкафчики, из которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на уровне глаз крючки для верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне, возможность самому взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к мойке специальную ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не приходилось то и дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.

Позвольте ребенку решать. Когда младенчество останется позади, давайте детям больше возможностей для выбора. Пусть их тело подсказывает, надевать ли кофту на улицу или достаточно короткого рукава, пусть дети решают сами, что взять сегодня на прогулку: велосипед или мяч, кого приглашать на день рождения. Может случиться так, что им не понравится результат принятого решения, тем не менее, это важный момент, когда ребенок учится оценивать последствия своего выбора.

Вводите в курс взрослых дел. Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: как выкладывать продукты на ленту в супермаркете, оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда дети захотят порезать свой первый салат или перемешать миксером крем для торта. Держите их в курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда вы снимаете показатели квартирных счетчиков, сходят с вами в банк оплатить счета или на почту отправить посылку.

Закрепляйте домашние обязанности. Каждая семья сама решает, что это будет: заправлять постель, мыть пол в своей комнате, чистить аквариум – у ребенка должна быть своя зона ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел.

Воодушевляйте пробовать новые вещи. Нестандартная ситуация, например, поход на неделю в место, далекое от техники и цивилизации, потребуют от детей новых усилий. Находясь рядом, вы понаблюдаете за тем, как, выйдя из зоны комфорта, дети принимают решения, пробуют выполнять что-то без поддержки взрослых и обретают полезные навыки: приготовление еды, обустройство быта, умение работать в команде и приносить пользу.

На пути к тому, чтобы помочь детям стать независимыми может стоять родительская занятость и спешка. Проще одеть ребенка самому, чем ждать 10 минут, проще заправить постель за него, потому что это будет аккуратно и так, как вам нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по сравнению с детьми, сделаете бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка играет плохую шутку: ребенку не дают понять, что есть вещи, которые он способен делать сам и делать их отлично.

Напоследок хотелось бы рассказать историю из личного опыта. Когда-то в музыкальной школе я была свидетелем того, как две ученицы готовили к смотру фортепианный ансамбль под руководством своих педагогов. Учитель первой девочки, чтобы показать, что она неверно взяла ноту или сыграла стаккато там, где требовалось легато, подбегала, нависала над ученицей и через ее голову играла своими руками, показывая, как правильно. Хорошо помню ужас в глазах девочки: во-первых, это было давление и неуместное вторжение в личное пространство, а во-вторых, вводило в ступор так, что играть дальше не было возможности. Второй педагог всегда сидела на стуле справа от своей ученицы и подсказывала со стороны. Она не стремилась играть за девочку, ее работой было – внимательное, но деликатное руководство.

Не в том ли и состоит задача родителей: быть рядом и уметь подсказать в случае необходимости, приходить на помощь в течение нескольких секунд, но не нависать над головой тем самым «вертолетом» с указаниями, что и как нужно делать? Волнения за детей – как они справятся, будут ли в безопасности – из разряда вечных родительских мыслей. Но иногда все, что остается – сделать глубокий вдох, отпустить детей в самостоятельную жизнь и верить в лучшее. И гордиться изо всех сил, наблюдая за их свободным полетом.





2017-05-09 01:45:19
комментарии:
так здесь ничего не сказано про возраст(только про возраст,когда можно одних отпускать или дома оставлять,но кто ж в 8 лет ребенка одного отпустит?!с какого возраста делать все остальное...моя в 6,5 лет,конечно,может дойти до занятий,знает правила дд,но это же не значит,что ее надо одну отправлять)или дома оставлять
оставил David Mitchell, дата 2017-04-13 12:16:24

мне думается, легче ориентироваться на возраст, когда это все ребенок уже должен уметь, если дитю 12 лет, а он с мамой в школу ходит, то явно что-то происходит неправильно)))
оставил John Cain, дата 2017-04-13 12:16:24

У меня подруг такая! У неё 14-летний сын не может даже чайник вскипятить (вдруг не удержит, на себя выйлет и ошпарится!), до ФОКа, где он занимается футболом, самостоятельно доехать (это же целых 3 остановки на трамвае! Вдруг с ним что-нибудь случится по дороге!), не говоря уж о том, что она ни разу не разрешила ему поехать с группой на соревнования по футболу (Это же другой город! Вдруг он там потеряется!). Да и водить сына в школу, которая находится в 10 минутах прогулочным шагом от дома, она перестала только год назад, когда сын пожаловался, что из-за этого над ним одноклассники смеются.
оставил Carolyn Byerly, дата 2017-04-13 12:16:24

ясно!в 12 лет-то уже подросток,тогда ладно)
оставил David Mitchell, дата 2017-04-13 12:16:24

ну а начинать то наверное по чуть чуть можно и лет с двух, сначала по мелочи, ну там помощь по дому, пусть потом переделаете втихушку, но к труду приобщать самое время (пылюку вытереть например), ну а там по нарастающей)))
оставил John Cain, дата 2017-04-13 12:16:24

жесть! У меня тоже есть знакомая, девочке почти 12 лет, она даже посуду за собой не может помыть, не умеет, школа и все кружки и репетиторы - все за ручку, да короче много нюансов, все и не перечислишь, но это уже клиника конечно
оставил John Cain, дата 2017-04-13 12:16:24

не,ну это понятно!обычно,в таком возрасте их даже просить не надо,сами хотят все делать...а вот потом,в подростковом-не заставишь)как правило
оставил David Mitchell, дата 2017-04-13 12:16:24

самое обидное, если таким мамам сделать замечание, что надо бы дать ребёнку больше свободы, они огрызнутся: "Ты ничего не понимаешь в воспитании детей! Вот будет у тебя свой ребёнок, тоже так же будешь за него волноваться!"
оставил Carolyn Byerly, дата 2017-04-13 12:16:24

так не надо делать просто замечаний)это же их дети!они вас все-равно не послушают и будет просто конфликт
оставил David Mitchell, дата 2017-04-13 12:16:24

У другой моей подруги (она рано погибла, к сожалению) дети, когда хотели есть, с 3х лет самостоятельно доставали готовую еду из холодильника, разогревали в микроволновке и ели. Она говорила "Я рощу детей, чтобы они меня кормили, а не я их".
После смерти подруги детей передали её сестре (отец у них совсем никудышный был) с более консервативными взглядами на воспитание и дети постепенно растеряли все свои навыки самостоятельности.
оставил Carolyn Byerly, дата 2017-04-13 12:16:24

так испортят же детей! Знаете какие абсолютно не самостоятельные и трусливые маменькины сыночки выростают из мальчиков, которых мамы до взрослых лет за ручку водят и с ложечки кормят!
оставил Carolyn Byerly, дата 2017-04-13 12:16:24

а вам-то что?)это же их дети и им с ними жить)они вас не послушают все-равно никогда!мне тоже много чего не нравится и не понятно,но я молчу,т.к. смысла нет что-либо говорить)
оставил David Mitchell, дата 2017-04-13 12:16:24

хорошо,что вы сказали,что она погибла,ведь плохо нельзя говорить про мертвых!отец был никудышный потому что считал,что в 3 года им рано это делать и заботился о них?ммм,ясно)
оставил David Mitchell, дата 2017-04-13 12:16:24

нет, отец был никудышным, потому что не работал и злоупотреблял спиртным. Подруга была вынуждена кормить всю семью, поэтому работала на 2х работах. Её муж (гражданский) мог напиться и уснуть где-нибудь. Поэтому научить детей питаться самостоятельно, а потом спокойно сидеть в комнате и смотреть телевизор было наилучшим выходом.
оставил Carolyn Byerly, дата 2017-04-13 12:16:24

насчет отца поняла!не поняла насчет мамы(она научила детей в 3г питаться самостоятельно,чтоб самой спокойно сидеть в комнате и смотреть телевизор ,потому что ее муж гражданский пил и засыпал где-нибудь???не улавливаю связи)он ее на кухню не пускал,пускал только детей что ли?)
оставил David Mitchell, дата 2017-04-13 12:16:24

согласна с Кариной, пытаться кого-то вразумлять в вопросах воспитания детей бессмысленно, у каждого своя правда и все родители абсолютно уверены в правильности своих методов, если бы меня без спроса кто то учить стал, я бы минимум нагрубила. То, что все мы беспокоимся о своих детях - это понятно, я пока плохо себе представляю, как буду отпускать ребенка одного гулять итд, наверное волноваться и всего бояться буду теперь всегда, это такая материнская карма, наверное)))) но столько повидала избалованных и гиперопекаемых детей и наблюдала, что из них вырастает, что буду всеми силами стараться недопустить такого с собственным ребенком))))
оставил John Cain, дата 2017-04-13 12:16:24

да все мы в подростковом возрасте были не сахар, перерастется, а если и до этого у ребенка были навыки в домашних делах и воспитывался в стремлении к чистоте дома, в своей комнате и собственном теле, то они уже никуда не денутся
оставил John Cain, дата 2017-04-13 12:16:24

нам 2 года, сыночек сам рвется помогать пакеты с продуктами разобрать и сложить все в холодильник, я не мешаю)) Считаю что к школьному возрасту ребенка необходимо научить разогревать еду и кипятить чайник, к тому же сейчас для этого даже газ включать не нужно)
оставил Andrew Pater, дата 2017-04-13 12:16:24

в этом возрасте детки и должны делать что-то сами, это стадия их психического развития, но вот от вас зависит как он будет вести себя дальше: и далее попробует себя в разных домашних делах или потеряет всякий интерес от гиперопеки...
Удачи вам и терпения с вашим помощником))
оставил Colleen Bryant, дата 2017-04-13 12:16:24

спасибо, он очень любит во всем помогать, надеюсь что воспитаю хорошего человека)
оставил Andrew Pater, дата 2017-04-13 12:16:24

У меня племянница как-то вызвалась помыть сахарницу, час с ней бегала, никому не давала, а потом мы ее еще час успокаивали, потому что она от нее крышечку разбила и ей было обидно, что мыть теперь почти нечего)))
оставил Colleen Bryant, дата 2017-04-13 12:16:24

такое тоже бывает)))
оставил Andrew Pater, дата 2017-04-13 12:16:24

имелось ввиду, что дети сами могли поестт, а потом сидеть спокойно в комнате, пока мама на работе, а отец спит. Я так поняла, во всяком случае)
оставил Deborah Hernandez, дата 2017-04-13 12:16:24

нет, она работала на 2х работах, поэтому домой приходила поздно. На неработающего мужа в вопросе кормления и присмотра за детьми положиться было нельзя, бабушек не было, поэтому дети кормили и развлекали себя самостоятельно.
оставил Carolyn Byerly, дата 2017-04-13 12:16:24

а,ну ясно!у нее была вынужденная мера(
оставил David Mitchell, дата 2017-04-13 12:16:24

я поняла)
оставил David Mitchell, дата 2017-04-13 12:16:24

Нуу... Меня воспитывали по разному... Кто как мог... Маме не было особо до меня дела, в 1,5-2 года я спокойно могла выйти из дома и идти по полю гулять (у нас ферма, ближайшие населенные пункты 2-3 км от нас), с 3-4 лет я оставалась одна дома на день, с 5ти на сутки, отчим (что я узнала только в 8 лет, до этого считала папой и до сих пор считаю) особо в мою жизнь не лез, на лошадь в с 2х лет сажал и говорил учись ездить, в первый класс в 6 лет ездила на лошади 7км через лес одна, а вот бабушка это как раз та что до 13 лет таскала меня за ручку стоит поехать с ней в город, если в учебное время жила у неё по каким то обстоятельствам то вечно провожала на автобус, и сейчас, мне вот вот 16, я спокойно езжу одна в город, к друзьям в другие посёлки, но она встречает меня вечером с электрички или провожает до автобуса, и устраивает скандал если я на празднике выпиваю полбокала вина, высказывает все свои фи по поводу моего желания пробиться в конный спорт, о моих местах о разряде, говорит что это лишь временное хобби, хотя я уже твёрдо решила что свяжу свою жизнь с лошадьми, я уже 2 года как зарабатываю деньги, обучая детей верховой езде, иду на отличный аттестат чтоб поступить в Ветеринарную академию, затем на курсы тренинга лошадей и всадников, в общем опекает как может и считает что её мнение единственно правильное, что меня разумеется люто бесит
оставил Bernadette Cole, дата 2017-04-13 12:16:24


- сокровенные женские мысли - между нами девочками связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика