сокровенные женские мысли - между нами девочками

ДВОРНИКОМ БУДЕШЬ

Вырастешь и будешь дворником, охотно объясняют мамы своим детям. В вуз не поступишь, на работу нормальную тебя не возьмут, если будешь так учиться. Что вообще из тебя такого вырастет?

Родителям кажется, что если нарисовать ребенку перспективу поужаснее – он встрепенется, ужаснется и начнет делать все, чтобы эта страшная реальность никогда не наступила. Он будет как следует заправлять кровать, убирать в своей комнате, учиться на одни пятерки – только чтобы нарисованные родителями ужасы не сбылись.

✔ Никогда не научусь

На самом деле получается как-то иначе.

Я помню, как мама учила меня вязать лицевой гладью. У меня ничего не получалось, петли путались, кофта для куклы не получалась, я капризничала и вопила, что у меня ничего никогда не получится.

- Смотри, как хорошо получается, — говорила мама. – Вот, только спицу надо держать так, а петлю провязывать так.

- Я никогда в жизни этому не научусь, — бурчала я, провязывая петли все лучше и лучше. – Кто вообще придумал это дурацкое вязание!

- Да у тебя уже получается нормальная кофта, — смеялась мама.

- Да, но я все равно никогда не научусь вязать этой дурацкой гладью! – сопротивлялась я, хотя видела, что уже все получилось. Но я же не могла признать, что мама права, а я нет.

В общем, вязать я теперь умею. А вот со швейной машинкой не сложилось. У меня была прекрасная учительница домоводства, которая охотно сообщала мне всякий раз, откуда у меня растут руки. Она меня совершенно убедила, я от всей души поверила ей, что руки у меня растут именно оттуда, и теперь мне гораздо легче подшить целую штору растущими оттуда руками, чем прострочить один шов на машинке, хотя меня учили на ней шить с 5 по 8 класс, целых четыре года. Просто это обучение сопровождалось комментариями «кто так шьет» и «что ты тут напортачила».

Собственно, ни для кого не секрет, что научить так никого ничему нельзя. Я надумала в сорок лет научиться водить машину, и инструктор в автошколе мне с неподражаемой честностью сказал: учиться водить надо в восемнадцать лет, а в сорок ты уже ничему не научишься. «Что ты делаешь?» — «Куда прешь?» — «Жми на газ, я сказал!» — «ну кто так водит!» — «откуда ты такая взялась на мою голову?» Он ревел, как раненый бизон, я пугалась, плакала, теряла последние остатки самообладания и понимала, что я тупая, а вождение не для меня. Вместо того, к сожалению, чтобы с первого «ты» отказаться от его услуг. Естественно, я ничему у него не научилась. Научилась у другого – надо ли говорить, что он ни разу не повысил голоса. Профессионалу это не нужно.

✔ Никому не нужна

Иногда результаты бывают еще печальнее. Одна немолодая дама рассказывала мне однажды, что так поверила маминому многолетнему «кто ж тебя такую замуж возьмет» (в самом деле – пол мести не умеет, кровать заправляет криво, посуду мыть не любит, кому такая нужна) – что поняла: принца ждать бессмысленно, надо хватать первого попавшегося. В 18 лет она второпях выскочила замуж за первого встречного – первого, кто вообще обратил на нее внимание, больше-то, может, уже и шанса не будет. Стоит ли говорить, что брак оказался отчаянно несчастливым.

Помню, как одна из наших учительниц в школе говорила: «Четырнадцать умножить на три – сколько будет? Умножайте столбиком, вы идиоты, вы в уме не сможете». Нет, я сейчас в состоянии умножить четырнадцать на три в уме, но всякий раз, слыша «вы идиоты», я не считала столбиком, а злилась. Мой сын, приходя из школы в седьмом классе, уныло говорил: «Мам, почему нам все время объясняют, что мы дураки, мы ничего не умеем, мы не сдадим ЕГЭ, не получим аттестата и пойдем в дворники? Я больше не могу это слышать». Я тоже больше не могла этого слышать. Восьмой класс был уже в другой школе.

Вы идиоты, вы дураки, вы ничего не можете, кому вы такие нужны. Что ты тут стоишь, что ты тут сидишь, кто так веник держит, кто так ручку держит, кто так шьет, кто так пишет, чем ты думал, куда ты смотрел, что мне, скажи, с тобой таким делать?

Все это сыплется на головы наших детей ежедневно, год за годом. И даже если родители обладают ангельским характером, соломоновой мудростью и бескрайним терпением, дети все равно наслушаются от мира, что они в нем не нужны, не там стоят, не так сидят, не то делают – и вообще лучше бы их не было. В транспорте и во дворе, в школе и в музее, в магазине и на улице –детям не рады. Убери руки, не смей трогать, как ты себя ведешь, что ты тут встал, что ты тут делаешь, ну-ка идите отсюда, так, рты закрыли.

В некоторых странах мира детей, о странность, любят и очень им радуются – в кафе ли, на улице ли; помню, как странно было в Италии, где моему трехлетнему сыну радовались так, будто в кафе или магазин солнышко вкатилось; помню, как хозяйка магазина свадебных платьев в Хельсинки, услышав и поняв без перевода мой свирепый шепот «руками не трогай» — засмеялась и разрешила моей одиннадцатилетней дочери трогать руками все, что захочется.

В нашей стране дети получают от мира другую обратную связь – лучше бы тебя не было. Все равно ничего хорошего из тебя не получится. А обычно мы и сами в дурную минуту добавляем: что ты меня мучаешь, долго мне за тебя краснеть, хватит надо мной издеваться!

- Зачем вы меня вообще родили, — бурчат дети, хлопая за собой дверью, и это вопрос не праздный.

Как хорошо быть взрослым! Никто не скажет тебе «где твои глаза были», когда ты обдерешь бампер, не спросит «голову ты дома не забыла», когда забудешь дома рабочий документ, не поднимет с кровати в первом часу ночи, чтобы заставить повесить в шкаф небрежно брошенное на стул платье. Повзрослев, мы не перестали делать глупости и оплошности – но нас теперь не дрючат за каждую из них.

✔ Не уважаемый

Сын сказал однажды со вздохом: тринадцать лет – паршивый возраст: уже никто тебе не умиляется и никто еще не уважает.

Когда я была маленькой, детей вообще не принято было уважать. Право на уважение не давалось от рождения, его надо было заслужить, заработать, доказать, что ты достоин уважения. Детей полагалось исправлять. Подчеркивать красным, указывать на ошибки, одергивать, корректировать, исправлять. Лучшие педагоги уже тогда писали – покажите ребенку не где у него плохо, а где хорошо, где у него получается; этот передовой опыт так и остался невостребованным в массовой школе.

Когда я была молодой учительницей, всего на семь лет старше учеников, на меня однажды набросилась дежурная в школьном компьютерном классе: «Ну-ка быстро пошла разулась! Я кому сказала!» Она не хотела слушать, что туфли – это сменка, она перестала кричать только услышав «это же наша учительница». Она извинилась: «Ой, а я думала – девочка»… На девочку – можно.

В этой системе ценностей как-то фатально отсутствует базовое уважение человека к человеку – когда уважения достоин не только старейший, мудрейший, всего добившийся, а всякий – потому что он человек, он твой брат, он тоже Божье создание, в нем тоже образ Божий. Не только учительница, но и девочка. Не только депутат Госдумы, но и арестант.

Идея уважать детей вообще плохо приживается на отечественной почве. Родители как-то не видят разницы между уважением и вседозволенностью, уважением и отсутствием границ. Одни негодуют – «что ж мне, в попу ему теперь дуть?», другие объясняют, что относятся с уважением к выбору своих детей, а потому пусть все подвинутся и дадут ребенку терроризировать окружающих в свое удовольствие.

И с самоуважением тоже плохо. Знаю немало взрослых, умных, прекрасных, иногда очень успешных, — живущих с бесконечной уверенностью в том, что они ничтожества, моральные уроды, что им нельзя жить, что окружающие терпят их только через силу или из милости. Одни всю жизнь доказывают, что они имеют право на уважение, другие и так знают, что ничего не получится.

И, страшное скажу, — и с Богом отношения не складываются, потому что и в Нем видится все тот же вечно недовольный воспитатель: ну что, не молился, не постился? Весь год дурака валял, а сейчас пришел? Весь пост что делал – а сейчас опомнился? Ну и что ты ко мне пришел? Чего ты хочешь? Двойка, иди и подумай о своем поведении. Раньше надо было думать, а теперь все, поздно уже. Двойка в году, двойка в аттестат, на том свете дворником будешь.

Но нет

Как-то не хочется заканчивать на этом.

Лучше так.

Мы не очень хорошие воспитатели обычно. У нас не хватает сил, мудрости и терпения. Мы не умеем справляться со своими эмоциями. Мы часто ведем себя как маленькие, а не как взрослые, — ожидая при этом от детей, что они поведут себя как взрослые, поймут нашу боль, смогут ее принять и вынести, посочувствовать нам – и вести себя мудро и правильно. Некоторые дети справляются, но ноша эта тяжела – даже и для нас самих иногда.

Но мы любим своих детей и многое делаем правильно, потому что у любви есть поразительное свойство: она сама подсказывает правильные решения. Не знаешь, как делать, — делай по любви, не ошибешься.

И мы, несомненно, справимся. И получаться будет все лучше и лучше – и все получится, потому что надежда не обманывает, а любовь не подводит.

ИРИНА ЛУКЬЯНОВА


ДВОРНИКОМ БУДЕШЬ




2017-05-30 01:46:05
комментарии:
Да действительно все так, это плохо! Хорошо что Вы подняли эту тему
оставил Zachary Allyn, дата 2017-04-08 03:57:44

Шить на машинке она так и не научилась, а водить автомобиль - научилась..ну-ну

И вообще, складывается такое впечатление, что у нас в обществе никто никому и никогда доброго слова не говорит. Это ведь не так. Да, согласна, много фраз, упомянутых в статье, сама ни один раз слышала....Но, кроме "вы все дебилы", звучали и такие, как, например, "у вас все получится", "не стоит опускать руки", "у вас есть всё, что бы добиться цели". Мы живем в реальном мире, все вокруг не могут быть добрыми и бескорыстными! Сталкиваясь с несправедливостью, мы учимся отстаивать себя и свое мнение! Что это вообще: в школе назвали дебилом - бегом в другую школу (остальные "дебилы" пусть сами выпутываются). А если обижает мальчишка из квартиры напротив? Давай переедем??
оставил Nancy Dwyer, дата 2017-04-08 03:57:44

Так учителя обычно говорят, сколько знаю таких людей, так все практически успешные и обеспеченные люди
оставил Jacqueline Kidd, дата 2017-04-08 03:57:44

Понравилась статья. Очень расстраивает, что в нас "забили" правила и стереотипы жизни. Чтобы исправить такое отношение к детям, к людям пройдет не мало времени. Главное, чтобы было желание меняться и менять мир вокруг себя в лучшую сторону.
оставил Rodney Jones, дата 2017-04-08 03:57:44

Стереотип воспитания не успешных людей, а учителя в своей массе не любят свою работу и строят из себя жертв. Сразу договорбсь 5 лет отработала в школе, ушла в приют
оставил Laura Laberge, дата 2017-04-08 03:57:44

на самом деле все именно так и есть. Потому что и нас так воспитывали, мы слышали в детстве те же слова, кто-то больше, кто-то меньше. И мы сами того не замечая, часто копируем поведение взрослых в той или иной ситуации. Но я хочу сказать не об этом. Кто-нибудь читал Роберта Кийосаки "Бедный папа, богатый папа"? Эта книга просто открыла мне глаза. Мало учиться на пятерки, а иногда этого и не требуется совсем. И дело вообще не в оценках. А дело в том, чтобы научить человека нестандартно мыслить и верить в себя. Никакая работа по найму, какой бы престижной она не была, не раскрывает всего потенциала человека и не делает его по-истине свободным. Только собственный бизнес это может сделать. Да, это не для всех. Но почему-то в США 80% людей хоть раз в жизни пытались создать свой бизнес, а в России и постсоветском пространстве только 2%. Есть над чем задуматься
оставил Bryan Kabrick, дата 2017-04-08 03:57:44

Бывают, Юля, такие "зайки" учителя , что мне очень хотелось много лет найти мою первую учительницу , у которой я проучилась пол года, и плюнуть ей в глаз. Несомненно есть очень много хороших людей , у нас в школе были прекрасные учителя: Физрук, который всех без исключения барышень называл королевы мои, а парней богатырями, всегда хвалил, и хотелось жить. Когда я перевелась в другую начальную школу у меня была прекрасная учительница. Классная была историчкой , много помню до сих пор, и биологию с географией вела прекрасная женщина, тоже много запомнилось, к сожалению об остальных не могу такого сказать. Литературу я полюбила только в училище. Иностранный как только вышла замуж, потому что муж учитель ин.яза. Хочу сказать , те учителя , которые хвалят своих учеников дают ученикам очень сильный стимул для развития.
оставил Joseph Cummings, дата 2017-04-08 03:57:44

потому что за границей бизнес начать и делать легче,чем у нас..потому и не справляются..а творческих людей у нас много
оставил Alan Tubbs, дата 2017-04-08 03:57:44

я думаю, это потому как раз, что у нас в советские времена всех построили под одну гребенку. А тех, кто торгует, например, до сих пор называют торгошами и т.д. Т.е.нет особого уважения к бизнесменам и предпринимателям. Все думают, раз бизнес у него, значит, спер что-то где плохо лежало
оставил Bryan Kabrick, дата 2017-04-08 03:57:44

так как раз из тех выходцев 80-90 сейчас масса "бизнесменов",которые действительно в свое время много чего сперли!потому стереотип и сложился)0А предприниматели-это ведь не только те,кто торгует..я,например,очень уважаю производителей..а торговцы перепродают то,что купили дешевле..раньше это называли СПЕКУЛЯЦИЕЙ..чему удивляться?
оставил Alan Tubbs, дата 2017-04-08 03:57:44

Правда... не давно пошли делать прививку в больницу с малым ( прививку заказывали). Там я такого наслушалась: прививки такой у них нет раз, и почему это я к ним пришла делать эту прививку, потом понеслось: плохая мать, рот закрой, сядь на кушетке, почему ребенок бегает-прыгает-пукает, опыта у нее больше, а я тут как собралась дите в садик отводить
оставил Eva Henriquez, дата 2017-04-08 03:57:44

так бизнеса частного не было при СССРе вообще! Поэтому кто предприимчивый вел все это нелегально
оставил Bryan Kabrick, дата 2017-04-08 03:57:44

так про то и речь)))
оставил Alan Tubbs, дата 2017-04-08 03:57:44

Когда я работа в школе логопедом , то нагружена была функциями соц. Педагога. И все мои ,,бандерлоги,, т.е. не самые спокойные детки и семьи первый год на меня как на дуру смотрели, когда я им доказывала, что у них нормальные дети и их придел не тройка. Интересное зрелище посторонняя пигалица доказывает, что ребенок у них нормальный, а родители с пеной у рта доказывают, обратное
оставил Laura Laberge, дата 2017-04-08 03:57:44

и такое бывает???
оставил Bryan Kabrick, дата 2017-04-08 03:57:44

да и очень часто, не успешные родители не умеют радоваться успехам детей, поэтому замечают их только косяки, и тупо не знают чем занимаются их дети. Как то на родительском собрании с родителями смотрели странички в контакте их детей. Уморотильное зрелище, один папа узнал, что его дочь потеряла девственность в 7 классе, а собрание было в уже в10
оставил Laura Laberge, дата 2017-04-08 03:57:44

да, печально. И вот тут большую роль играют продвинутые и добрые учителя, вселяя в детей веру в самих себя. Спасибо, что вы есть
оставил Bryan Kabrick, дата 2017-04-08 03:57:44

у нас в школе тоже учителя были разные. Примерно такая первая учительница работала и в нашей школе (не в моем классе). Только 3 ребенка среди года были родителями переведены в др. школы. Остальные объеденились и общими стараними добились ее увольнения. Мне кажется, что на самооценку ребенка больше всего влияют родители. Это те люди, которым дети привыкли доверять; кто может помочь фильтровать им информацию, полученную от третьих лиц; кто сможет защитить и показать пример, как правильно и цивилизованно можно за себя постоять. Я любила литературу, хотя учительница меня, мягко говоря, недолюбливала))) И ее бесило, когда я занимала первые места на конференциях, конкурсах и т.д. Чем не стимул для развития?!))))
оставил Nancy Dwyer, дата 2017-04-08 03:57:44

Правдивая статья, понравилась. Очень часто наблюдаю как и родители придираются к малейшим пустякам, и учителя заранее настраивают на то, что ничего из тебя путного не выйдет. У нас на площадке гуляет мама с дочкой лет 4-5. Ни разу не слышала, чтоб она с ней нормально разговаривала, одни придирки и упреки: то не так лопатку держишь, то колясочку не так катаешь, не лезь, не бегай и вообще не дыши. Печально это все
оставил Roger Valentino, дата 2017-04-08 03:57:44

Большего бреда неуверенной бабы я в жизни не читала.
оставил Karen Porada, дата 2017-04-08 03:57:44

да... так оно и есть зачастую... таких много! Но еще печальнее, когда девочка слышит все это от отца, да еще и подзатыльник может получить. И девочки привыкают к такому отношению, а потом мужей-извергов терпят...
оставил Kendrick Thomas, дата 2017-04-08 03:57:44

Психология штука тонкая, тут как мой дедушка говорил: ''всю жизнь учись, и дураком умри.'' Конечно родители должны быть на стороне своего ребенка всегда! Всегда! И в школе, и в любом другом социуме. Прилюдно так и ни как иначе! А наедине уже объяснять, кто прав, кто виноват, указать ошибки и как их исправить. И тут самое главное как это сделать правильно? Всё прочитанное по психологии вспоминать? Я думаю всё гораздо проще, это истина из истин '' поступай с другими так, как ты хочешь, что бы поступали с тобой.'' Поставьте себя на место ребёнка и вы всё почувствуете и поймёте. Вспомните себя в детстве, что вам не нравилось по отношению к вам со стороны взрослых, и не делайте так. А поможет всё это почувствовать конечно любовь, как правильно написано в статье))
оставил William Jernigan, дата 2017-04-08 03:57:44

Меня пугали почтой))) до сих пор боюсь: для меня это обитель зла и слоупоков) ))
оставил Lawrence Edlin, дата 2017-04-08 03:57:44

Б.
оставил Pearl Collins, дата 2017-04-08 03:57:44

Замечательная статья! Растёт маленькая дочка, люблю её безумно, стараюсь не совершать ошибок-лишний раз не ругать и не одергивать, но иногда "старая школа" прорывается наружу.
оставил Nancy Wilburn, дата 2017-04-08 03:57:44


- сокровенные женские мысли - между нами девочками связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика